05.12.2018
Чернейко Л.О. - Как рождается смысл
Время жизни художественного текста во многом определяется возможностью читателя открывать в нем значимые для себя смыслы. Эти смыслы далеко не всегда очевидны, но их можно научиться извлекать из линейной последовательности слов, "распаковывая" связанные сочетаемостью формы. Предлагаемый в пособии метод парадигматического анализа текста предполагает установление разного рода текстовых лексических множеств (текстовых парадигм), группирующихся вокруг "центра", роль которого выполняют ключевые для идиолекта автора слова. Анализируются тексты произведений Ф.Достоевского, А. Чехова, В. Набокова, А. Белого, О. Мандельштама, И.Бродского и др. Основное внимание уделяется проблеме метафоры, в частности ее отношению к таким философским категориям, как сознание, пространство и время, воплощение которых в художественном тексте опирается на их видение автором. С метафорическим осмыслением повседневности связаны и разделы, посвященные творчеству С. Довлатова.