Почта

Много профессий на земле, и каждая прекрасна по-своему. Учитель учит детей и даёт им путёвку в жизнь, врач лечит людей от недугов, пахарь пашет землю. Но есть ещё одна, без которой трудно всем, работники почтовой связи.
В каждом селе, поселке, городе своя история появления почты. Но в любом случае она совпадает с рождением самого населенного пункта. Вот что вспоминала одна из старейших работников почты, Светлана Павловна Куликова: «Почтовое отделение появилось в Сосновоборске в 1973г. В то время в городе было построено всего 4 дома. По единственной тогда улице Новоселов стоял обыкновенный строительный вагончик. Именно он и стал первым помещением, куда приходили почтовые отправления – письма, телеграммы, бандероли, переводы и т.п. Потом почта переселилась в дом по улице Энтузиастов». В то время почтовое отделение еще относилось к г.Железногорску, и работников было всего четверо – начальник, оператор и 2 почтальона. С ростом города увеличивался и штат отделения. У начальника появился заместитель, приняли еще одного оператора и трех почтальонов. Когда поселок приобрел статус города, предприятие стало самостоятельным и подчинялось уже непосредственно краевому управлению.
Сначала объем поступающей корреспонденции был огромен. Рабочий день продолжался 11 (!!!) часов и работали практически без выходных. Было очень тесно с помещениями – посылок было столько много, что их негде было размещать.
Почта приходила 2 раза в день и операторы не успевали обрабатывать поступающие почтовые отправления. Даже начальнику приходилось помогать своим коллегам, чтобы не волновать клиентов.
 
 
История возникновения и развития КЗПТ

В конце 60-х годов руководство Минавтопрома под предлогом интенсификации сельского хозяйства добилось принятия Постановления Правительством о строительстве крупного завода с мощным заготовительным металлургическим производством по выпуску:
- прицепов и полуприцепов – 100 тыс. штук в год
- стального литья – 95 тыс. тонн в год
- цветного и точного стального литья
- кузнечных штамповок – 60 тыс. тонн в год
- крупного инструментально – штамповочного производства.
Строительство завода намечалось в Чернигове, затем в Кемеровской области, и, наконец, в 1970 г. было принято Постановление о строительстве гиганта у нас в крае. Для строительства было предназначено 350 млн. рублей для всего комплекса завода: промышленной части и первичного гражданского строительства. Это была всего третья часть в сумме от необходимого. Для того, чтоб построить такой завод, требовалось средств в размере до миллиарда рублей. Сроки строительства завода из-за нехватки средств постоянно переносились. В это же время пытались разместить площади для рабочих в районе г.Красноярска, на Базаихе. Однако, после долгих споров, доказано было, что необходимо строить жилье в комплексе со стопроцентным обеспечением всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельностью.
В сентябре 1970 г. была создана дирекция завода во главе с Ю.И. Матвеевым, который не имел опыта в строительстве, машиностроении. Но опыт, приобретенный им на заводе Красноярска, позволил создать очень хороший коллектив и решать серьезные вопросы.
В связи с тем, что в это время заканчивал строительство Орский завод, постройка КЗАПа происходила по остаточному методу. Приходилось часто ездить в Москву и «выколачивать» средства для завода. И вот, наконец, завод был построен. С 1970 по 1993г. все, кто появился на сосновоборской земле – это энтузиасты. Все старались работать честно, с опережением сроков.
В 1974 г. в связи с недостатком средств было принято решение не дожидаться окончания строительства, а на временных площадях начать выпуск основной продукции. В 1975г., за 4 года до ввода мощностей, мы появились на демонстрации в Красноярске 7 ноября с первым полуприцепом. На нем красовался транспарант с броско выполненной надписью : «КрЗАП опытны 14 тн.». Точная копия этого изделия, только уменьшенная в 15 раз, хранится теперь в городском музее. Было время, когда ветераны заполняли анкеты. Есть в них такой пункт: «Расскажите о наиболее памятных событиях из истории завода, очевидцем или участником которых Вам довелось быть». И почти все без исключения, кто тогда уже работал на заводе, считают таким событием выпуск в 1974 г. первых изделий. Помнят атмосферу тех дней и месяцев, общую заинтересованность, дух коллективизма, общность цели. Во многих воспоминаниях заметны ностальгические нотки, сожаление об ушедшей, кажется, навсегда, атмосфере товарищества. И становится ясно, что это была очень важная страничка в их жизни.
Дирекция завода выбрала правильные пути: строительство профилактория, училища, детских садов, школ и т.д. Сосновоборцы дали себе клятву не иметь в городе ни одной времянки. В этих целях первые жилые дома переоборудованы были как казармы для военных строителей. Вводилось сверхплановое жилье. Все работники завода участвовали в строительстве города. Наиболее опережающими темпами шло строительство объектов энергетики. Первыми объектами были водозаборные сооружения, очистные, первая котельная, автодороги, ЛЭП.
Была проделана очень хорошая реклама. Сделаны и посланы в Москву фильмы о строительстве города. Было получено разрешение по использованию денег на непромышленные объекты. Появились тягачи. Но на полную мощность завод выйти не успел, помешали реформы. В 1985г. Сосновоборск получил статус города. Юрий Иванович Матвеев считал, что это было сделано очень рано. Ведь рядом намечалось сделать промышленно-коммунальную зону, где бы находились склады, цеха холодильного назначения, цеха для переработки продуктов. Но со статусом города Министерство резко сократило выделяемые средства.
Беда пришла в 1993-1994 годах. Был приватизирован завод, и, как многие считают, незаконно. Никто не занимался себестоимостью, все было подчинено плану, а не качеству. Рынком сбыта никто не занимался. Группа людей, пришедших к власти после Матвеева, не смогла работать в рыночных условиях. В сентябре 1996 г. руководство завода отключили завод от тепла, ссылаясь на отсутствия мазута и средств, но это была ложь. Юрий Иванович пытался остановить это, но ни завод, ни губернатор, не вняли ему. Завод остался без тепла и не мог больше работать. В 1996-1999 годах объем производства упал на 90%, утерян рынок сбыта, поднялась себестоимость изделий, перестали выдавать зарплату, люди стали уходить с завода, происходило раскомплектование оборудования. У завода были огромные перспективы, обширные связи и великолепное бедующее. Сейчас, к сожалению, это все уже далеко в прошлом.

Стрижнев Олег, 2 «в».
шк. Гимназия №1